МУК «Армавирский краеведческий музей»

Министерство культуры Российской Федерации

Подпись: Кубанская икона
Подпись: С начала третьего тысячелетия Армавирский краеведческий музей особое внимание уделяет комплектованию коллекции православных икон образами Кубанских народных писем. Они традиционно отличаются по колориту и стилистике от икон, представляющих художественные традиции средней полосы России и её Севера.

Наиболее выразительна из всей коллекции икона «Троица». Единосущие и равносущие триединого Божества неизвестный мастер выражает внешним сходством всех трёх Ангелов. Композиция кубанской «Троицы» - почти зеркальное отражение клейма «Троица Ветхозаветная» с иконы третьей четверти 16 в. «Походная церковь» Псковской иконописной школы. Но кубанский автор привнёс личное колористическое решение. Его «новации» заключаются в привлечении к уже существующей иконографической схеме собственных деталей или исключения из неё известных ранее.     

Смоленская икона Божьей Матери

Доска, масло. 22,5х29 см.

Кон. 19—нач. 20 вв.

Спас Вседержитель с предстоящими Девой Марией и Иоанном Крестителем

Иконографический тип «Царь Царём»

Доска, левкас, темпера. 60х41,5 см. 19 в.

 

Господь Вседержитель

Доска, масло. 27х33,7 см.

Нач. 20 в.

Святитель Николай

Дерево, масло. 22,5х29 см.

Кон. 19—нач. 20 вв.

Подпись:   Раздел армавирских музейных фондов, представляющий народную Кубанскую иконопись, пока невелик. Он включает в себя несколько работ, датируемых концом XIX – началом ХХ веков, представляющих разную иконографию одного и того же образа. Среди них «Спас Вседержитель с предстоящими Девой Марией и Иоанном Крестителем» (иконографический тип «Царь Царём»), «Смоленская икона Божьей Матери», «Святая великомученица Варвара», «Святитель Николай», «Господь Вседержитель», «Покров» и другие.

Святитель Николай

Дерево, масло. 22,5х29 см.

Кон. 19—нач. 20 вв.

Подпись: Кубанские иконы, созданные народными умельцами, как правило, близки к своему иконографическому прототипу. Но, если внимательнее присмотреться к памятникам с более поздней иконографией, сразу можно отметить, что среди икон кубанских народных писем есть такие, которые в эпоху Нового времени «свидетельствуют об изменении характера религиозного мировоззрения» в   этот исторический период.

Троица

Доска, темпера. 17,4х21

Конец 19 в.

Покров

Дерево, темпера. 21,8х29 см.

Кон. 19 в.

Покров

Дерево, темпера. 17,4х21 см.

Кон. 19 в.

Hosted by uCoz